Сладкое в рационе ребенка: как найти баланс без запретов и тревоги
- Мария Усенова
- 31 янв.
- 4 мин. чтения
С одной стороны, всем нам, как родителям, не хочется ограничивать ребенка в любимых лакомствах, с другой стороны, существует неопределенный страх, связанный с потенциальными последствиями употребления слишком большого количества сахара. Как это скажется на их здоровье? На поведении? На размере тела?

В поисках ясности и "правильного" ответа, родители стремятся получить конкретные цифры и размеры порций.
Однако более важная цель, чем строгий родительский контроль за количеством сахара, это научить детей быть экспертами в отношении своего тела, самим регулировать количество сладостей, которое подходит именно им, независимо от обстоятельств, с которыми они столкнутся в процессе взросления.
Во многих случаях, когда потребление сахара слишком строго ограничено, это приводит к чрезмерному употреблению десертов со временем и увеличивает риски развития нарушений пищевого поведения.
Исследования также показывают, что нейтральный подход ко всем продуктам (включая десерты) помогает детям делать более здоровый выбор со временем. Это означает, что здоровые отношения с едой жизненно важны для того, чтобы ваш ребенок стал более здоровым в физическом и психическом отношениях.

Одним из основополагающих принципов формирования позитивных отношений с едой является нейтральный подход к пище. Когда у ребенка нет разделенного отношения к еде, где одни продукты считаются хорошими, а другие — плохими, он лучше способен наслаждаться разнообразием пищи и учиться есть столько, сколько нужно его телу.
Что еще важно - это доверие и хорошие отношения с родителями и другими близкими, ответственными за их воспитание. Если ребенок тайком крадет или прячет сладости, скрывает, что ел сладкое вне дома, думаю, стоит пересмотреть свои подходы к данному вопросу.
Так сколько сладкого в день можно давать ребенку?
Я решила не отвечать на данный вопрос точными цифрами, хотя они есть. Ведь мамам и так хватает поводов для тревоги и чувства вины.
Тем более, что в один день ребенок может не съесть ничего сладкого, а в другой день съесть сверх нормы, и это нормально.
Давайте попробуем действовать от обратного.
Предлагаю оценить всю картину целиком, то есть достаточно ли в рационе ребенка основных пищевых групп и, какую долю занимают продукты и напитки с добавленным сахаром.

Если сладкие продукты занимают больше 10% от всего рациона ребенка, то стоит рассмотреть альтернативы некоторым сладким продуктам и напиткам, например:
биос или сладкий йогурт заменить на йогурт несладкий с нарезкой из фруктов и ягодами,
печенье и булочки - иногда заменять на фруктовые или овощные оладьи или вафли,
покупной молочный коктейль, магазинный сок с сахаром - иногда заменять на фруктовый смузи или домашний молочный коктейль с бананом
часть сладких кукурузных завтраков заменить на цельнозерновые хлопья без сахара.
А если еще и постоянно привлекать ребенка к приготовлению молочного коктейля или домашних вафель с овощами , то это будет просто высший пилотаж, и эффект превзойдет ваши ожидания!

Почему ребенок часто просит сладкое?
Ниже самые распространенные причины:
⁃ сладкое для ребенка - это запретный плод: взрослые слишком демонизируют сладкое, прячут его от детей на верхние полки и пугают страшными историями про паразитов и червячков в животе или что «попа слипнется»
⁃ несбалансированный рацион, например, недостаток зерновых и цельнозерновых продуктов (см инфографику на предыдущей картинке)
⁃ отсутствие разнообразия в рационе (скудный спектр цвета, вкусов и текстур)
⁃ скучно, грустно, недостаточно внимания со стороны взрослых и другие эмоции, которые ребенок не знает как пережить по-другому кроме как поесть сладкое. Это могут быть даже позитивные эмоции: важные события в жизни и праздники часто ассоциируются именно с тортом и неограниченным количеством соков и конфет.
⁃ ребенок голоден, но не знает не понимает как и из каких продуктов можно собрать питательный перекус
⁃ просто хочется, потому что это вкусно, все дети разные: кому-то нужны сладости каждый день, а кто-то больше любит соленые чипсы с сухариками.
Что делать? Ниже рекомендации в зависимости от причины
⁃ постарайтесь не делить еду на «полезную» и «вредную», «хорошую» и «плохую»
⁃ не используйте сладкое как средство награды, поощрения, успокоения и шантажа
⁃ проанализируйте сами или со специалистом насколько рацион ребенка разнообразен и сбалансирован, часто дети недоедают крупы и цельнозерновые продукты
⁃ расскажите ребенку как справляться со скукой, тревогой, грустью и другими способами кроме сладкого, в радостные моменты также постарайтесь находить альтернативы для празднования кроме еды
⁃ привлекайте ребенка к процессу планирования, покупки и приготовления пищи, вместе готовьте сладкую выпечку дома.

Еще больше практических советов
⁃ включайте сладкое в свою рутину: это не значит, что это нужно делать каждый прием пищи или каждый день - нет. Но сладкое не должно быть чем-то недосягаемым и запретным.
⁃ чтобы сладкое не воспринималось как что-то плохое или отдельное от «нормальной» еды (так тоже не стоит говорить🙏🏻), если планируете дать сладкое ребенку, поставьте его вместе со всеми другими продуктами и блюдами на стол во время обеда или ужина. Пусть малыш понимает, что это тоже такая же еда. Ничего страшного, если ребенок будет есть печенье в прикуску с борщом. Можно сразу озвучить, например, что каждому по 2 штучки печенья.
⁃ позвольте ребенку съесть сколько угодно из той порции сладкого, которую вы ему дали, постарайтесь никак не вмешиваться и не контролировать количество съеденного: раз уж дали 2 штучки печенья, то пусть ребенок сам решит съесть все сразу или нет
⁃ называйте сладости не абстрактно «сладкое», а своим именами: конфеты, шоколад, киндер, чупа-чупс, потому что все сладости разные и имеют разные вкусы и текстуры, от этом также важно говорить детям, делиться эмоциями и своими впечатлениями в отношении любимых вкусов, текстур, запахов. Сладкое тоже может быть разным.
⁃ если ребенок уже съел свою порцию сладкого и просит еще, а вы понимаете, что уже достаточно, постарайтесь ответить максимально позитивно с указанием конкретных вещей, времени, места. Ребенку важно знать, что сладкое еще будет в определенный момент в будущем, это поможет снизить тревожность у ребенка. Например:
Я знаю, что ты любишь есть это печенье, поэтому завтра в обед мы съедим его еще. Прямо сейчас на столе есть другая еда, которую можно съесть, если ты все еще голоден
Мы сейчас съели все мороженое, но завтра мы возьмем еще немного мороженого в дополнение к перекусу.
⁃ постарайтесь не покупать сладости в большом количестве впрок, лучше покупать в единичных количествах, когда захочется
⁃ пробуйте и экспериментируйте со сладким: например, сходите вместе в кафе и купите что-нибудь необычное, поделитесь своими впечатлениями
⁃ всегда говорите да😁 Пример: «Да, завтра мы можем съесть больше этого печенья на обед. Прямо сейчас вот все, что у нас на ужин. Это фактически дает понять вашему ребенку: «Нет, нам сейчас больше печенья не дадут», не говоря при этом «Нет!».




Комментарии