top of page

Сладкое в рационе ребенка: как найти баланс без запретов и тревоги

С одной стороны, всем нам, как родителям, не хочется ограничивать ребенка в любимых лакомствах, с другой стороны, существует неопределенный страх, связанный с потенциальными последствиями употребления слишком большого количества сахара. Как это скажется на их здоровье? На поведении? На размере тела?

ree

В поисках ясности и "правильного" ответа, родители стремятся получить конкретные цифры и размеры порций.

 

Однако более важная цель, чем строгий родительский контроль за количеством сахара, это научить детей быть экспертами в отношении своего тела, самим регулировать количество сладостей, которое подходит именно им, независимо от обстоятельств, с которыми они столкнутся в процессе взросления.

 

Во многих случаях, когда потребление сахара слишком строго ограничено, это приводит к чрезмерному употреблению десертов со временем и увеличивает риски развития нарушений пищевого поведения.


Исследования также показывают, что нейтральный подход ко всем продуктам (включая десерты) помогает детям делать более здоровый выбор со временем. Это означает, что здоровые отношения с едой жизненно важны для того, чтобы ваш ребенок стал более здоровым в физическом и психическом отношениях.


ree

Одним из основополагающих принципов формирования позитивных отношений с едой является нейтральный подход к пище. Когда у ребенка нет разделенного отношения к еде, где одни продукты считаются хорошими, а другие — плохими, он лучше способен наслаждаться разнообразием пищи и учиться есть столько, сколько нужно его телу.

Что еще важно - это доверие и хорошие отношения с родителями и другими близкими, ответственными за их воспитание. Если ребенок тайком крадет или прячет сладости, скрывает, что ел сладкое вне дома, думаю, стоит пересмотреть свои подходы к данному вопросу.


Так сколько сладкого в день можно давать ребенку?


Я решила не отвечать на данный вопрос точными цифрами, хотя они есть. Ведь мамам и так хватает поводов для тревоги и чувства вины.

Тем более, что в один день ребенок может не съесть ничего сладкого, а в другой день съесть сверх нормы, и это нормально.

Давайте попробуем действовать от обратного.

Предлагаю оценить всю картину целиком, то есть достаточно ли в рационе ребенка основных пищевых групп и, какую долю занимают продукты и напитки с добавленным сахаром.


Перевод инфографики British Nutrition Foundation.
Перевод инфографики British Nutrition Foundation.

Если сладкие продукты занимают больше 10% от всего рациона ребенка, то стоит рассмотреть альтернативы некоторым сладким продуктам и напиткам, например:

  •  биос или сладкий йогурт заменить на йогурт несладкий с нарезкой из фруктов и ягодами,

  • печенье и булочки - иногда заменять на фруктовые или овощные оладьи или вафли,

  • покупной молочный коктейль, магазинный сок с сахаром - иногда заменять на фруктовый смузи или домашний молочный коктейль с бананом

  • часть сладких кукурузных завтраков заменить на цельнозерновые хлопья без сахара.

А если еще и постоянно привлекать ребенка к приготовлению молочного коктейля или домашних вафель с овощами , то это будет просто высший пилотаж, и эффект превзойдет ваши ожидания!


ree

Почему ребенок часто просит сладкое?

Ниже самые распространенные причины:

            ⁃           сладкое для ребенка - это запретный плод: взрослые слишком демонизируют сладкое, прячут его от детей на верхние полки и пугают страшными историями про паразитов и червячков в животе или что «попа слипнется»

            ⁃           несбалансированный рацион, например, недостаток зерновых и цельнозерновых продуктов  (см инфографику на предыдущей картинке)

            ⁃           отсутствие разнообразия в рационе (скудный спектр цвета, вкусов и текстур)

            ⁃           скучно, грустно, недостаточно внимания со стороны взрослых и другие эмоции, которые ребенок не знает как пережить по-другому кроме как поесть сладкое. Это могут быть даже позитивные эмоции: важные события в жизни и праздники часто ассоциируются именно с тортом и неограниченным количеством соков и конфет.

            ⁃           ребенок голоден, но не знает не понимает как и из каких продуктов можно собрать питательный перекус

            ⁃           просто хочется, потому что это вкусно, все дети разные: кому-то нужны сладости каждый день, а кто-то больше любит соленые чипсы с сухариками.

 

Что делать? Ниже рекомендации в зависимости от причины

            ⁃           постарайтесь не делить еду на «полезную» и «вредную», «хорошую» и «плохую»

            ⁃           не используйте сладкое как средство награды, поощрения, успокоения и шантажа

            ⁃           проанализируйте сами или со специалистом насколько рацион ребенка разнообразен и сбалансирован, часто дети недоедают крупы и цельнозерновые продукты

            ⁃           расскажите ребенку как справляться со скукой, тревогой, грустью и другими способами кроме сладкого, в радостные моменты также постарайтесь находить альтернативы для празднования кроме еды

            ⁃           привлекайте ребенка к процессу планирования, покупки и приготовления пищи, вместе готовьте сладкую выпечку дома.

ree

 Еще больше практических советов

            ⁃          включайте сладкое в свою рутину: это не значит, что это нужно делать каждый прием пищи или каждый день - нет. Но сладкое не должно быть чем-то недосягаемым и запретным.

            ⁃          чтобы сладкое не воспринималось как что-то плохое или отдельное от «нормальной» еды (так тоже не стоит говорить🙏🏻), если планируете дать сладкое ребенку, поставьте его вместе со всеми другими продуктами и блюдами на стол во время обеда или ужина. Пусть малыш понимает, что это тоже такая же еда. Ничего страшного, если ребенок будет есть печенье в прикуску с борщом. Можно сразу озвучить, например, что каждому по 2 штучки печенья.

            ⁃          позвольте ребенку съесть сколько угодно из той порции сладкого, которую вы ему дали, постарайтесь никак не вмешиваться и не контролировать количество съеденного: раз уж дали 2 штучки печенья, то пусть ребенок сам решит съесть все сразу или нет

            ⁃           называйте сладости не абстрактно «сладкое», а своим именами: конфеты, шоколад, киндер, чупа-чупс, потому что все сладости разные и имеют разные вкусы и текстуры, от этом также важно говорить детям, делиться эмоциями и своими впечатлениями в отношении любимых вкусов, текстур, запахов. Сладкое тоже может быть разным.

            ⁃           если ребенок уже съел свою порцию сладкого и просит еще, а вы понимаете, что уже достаточно, постарайтесь ответить максимально позитивно с указанием конкретных вещей, времени, места. Ребенку важно знать, что сладкое еще будет в определенный момент в будущем, это поможет снизить тревожность у ребенка. Например:

  • Я знаю, что ты любишь есть это печенье, поэтому завтра в обед мы съедим его еще. Прямо сейчас на столе есть другая еда, которую можно съесть, если ты все еще голоден

  • Мы сейчас съели все мороженое, но завтра мы возьмем еще немного мороженого в дополнение к перекусу.


            ⁃           постарайтесь не покупать сладости в большом количестве впрок, лучше покупать в единичных количествах, когда захочется

            ⁃           пробуйте и экспериментируйте со сладким: например, сходите вместе в кафе и купите что-нибудь необычное, поделитесь своими впечатлениями

            ⁃           всегда говорите да😁 Пример: «Да, завтра мы можем съесть больше этого печенья на обед. Прямо сейчас вот все, что у нас на ужин. Это фактически дает понять вашему ребенку: «Нет, нам сейчас больше печенья не дадут», не говоря при этом «Нет!».



 

 

 
 
 

Недавние посты

Смотреть все

Комментарии


Связаться со мной

Благодарю за обращение!

Подписаться на меня в социальных сетях

  • Instagram
  • LinkedIn

Любое копирование текста статей или их фрагментов недопустимо без письменного согласия автора

bottom of page